Умственное развитие - степень развития познавательных процессов у ребенка: ощущений, эмоций, мышления, речи, памяти и воображения. Кроме того, умственное развитие ребенка оценивается еще и умением рассуждать, обосновывать свои мысли, выполнять просьбы родителей, проявлять интерес к познанию окружающей среды, способность быстро и правильно понимать то, что ему говорят.

Большое внимание на темп умственного развития надо обратить родителям детей до 5 лет. Именно в этот период ребенок активно развивается, поэтому ошибки в воспитании и упущения могут сыграть роковую роль в дальнейшей жизни ребенка.

Считается, что дать оценку уровню умственного развития ребенка могут только психологи, невропатологи, психиатры или педагоги. Однако в день обследования малыш может быть не в настроении и отказаться выполнять задачи специалистов. В результате разового визита может появиться ложный вывод. Поэтому мы уверены: ежедневное, постоянное и внимательное наблюдение родителей может помочь в оценке не меньше.

Как оценить, что ребенок развивается нормально?

Ниже мы приведем объективные и доступные для понимания родителей критерии нормативности умственного развития ребенка.

Нормы умственного развития детей от 0 до 5 лет1

Возраст

Нормы развития

10-й день

Младенец пытается поднять головку, лежа на животе, задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери.

14-й день

Ребенок уже различает тихие и резкие звуки.

1,5 месяца

Малыш удерживает головку, пытается сосредоточить внимание на предмете. В этот период ребенок предпочитает положение на руках, потому что оно дает возможность лучше ориентироваться в пространстве. Все, что видит малыш, удивляет его. Удивление - один из первых показателей нормального умственного развития.

3 месяца

Ребенок сосредоточенно смотрит в лицо взрослого, обычно видит предмет на расстоянии четырех-семи метров. Слышит звуки и ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается.

4 месяца

Малыш окончательно выделяет мать среди окружающих, узнает ее голос. Он становится эмоциональным: радуется матери, улыбаясь и хлопая руками. За развитием эмоциональности следует внимательно наблюдать, потому что именно эмоциональность - движущая сила умственного развития в этом возрасте.

5 месяцев

Малыш самостоятельно выбирает объект, который ему интересен, проявляет сосредоточенное внимание и интерес к чему-то. В этом возрасте он уже может самостоятельно перевернуться со спинки на животик и, опираясь на ладони, высоко поднять голову, чтобы лучше видеть и слышать.

5,5 месяцев

Ребенок все пробует на вкус, рассматривает, ощупывает. Этот познавательный акт причиняет много головной боли родителям, однако является важной вехой умственного развития.

6 месяцев

Когда к малышу обращается взрослый, реакция может зависеть от характера: сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не спешит с улыбкой. Только оценив, кто перед ним, может или улыбнуться, или отвернуться и заплакать.

Если малыш не может дотянуться до предмета, он начинает к нему ползти.

 

7 месяцев

Ребенок лепечет, повторяя склады: "ма-ма-ма", "бу-бу-бу" - так кроха сочетает звуки, и через некоторое время так же соединит буквы в слова. Когда обращаются с вопросом: "Где папа?" или "Где киса?", малыш ищет их взглядом. Если не находит, указывает пальчиком на то место, где они обычно бывают.

8 месяцев

Ребенок уже уверенно сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной ручки в другую. Сидя, до 30 раз может сосредоточенно постучать ею обо что-то. Не способный к сосредоточению малыш уже отстает в умственном развитии.

9-11 месяцев

Ребенок знает свое имя и откликается на него. Радуется, когда с ним общаются - что-то может понять, запомнить слово. Заинтересованный взгляд, любознательность - первый шаг к периоду вопросов, которые будут заданы, как только малыш заговорит.

В десять месяцев в ответ на просьбу "дай" ребенок находит и дает знакомые предметы.

1 год

Ребенок использует в разговоре 7-14 слов, может сосредоточенно заниматься одним делом до 15 минут, знает, что такое "нельзя", начинает ходить. Девочки начинают ходить на месяц-два раньше мальчиков.

2 года

Полуторагодовалый малыш использует 30-40 слов, а двухлетний - 300-400. К двум годам у детей возникает фразовая речь. Чем лучше развивается ребенок умственно, тем больше доминирует познавательная сторона - задает больше вопросов и слушает.

В два года малыш может проявить интерес к "рисованию", способен составлять башни из кубиков. В этом возрасте он сосредоточенно занимается одним делом до 20 минут.

3 года

Качественный скачок в умственном развитии. Ребенок этого возраста запоминает по 100 слов в месяц, и до трех лет использует уже 1500 слов.

Чем богаче словарный запас родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, тем глубже, полнее и естественнее он начнет познавать мир.

В первой половине третьего года жизни ребенок задает ориентировочные вопросы: "Где?", "Куда?", "Откуда?". Во второй половине задает вопрос: "Почему?". Чем раньше ребенок задал вопрос "Почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем выразительнее задержка.

Малыш понимает, что такое один, мало и много, должен различать правую и левую стороны. Он уже настолько умен, что за одной характерной деталью узнает целое: по ушам - зайца, по бивнях - слона.

Трехлетний, если он умный, воспринимает насмешку, самолюбивый, обижается, радуется, грустит, тоскует, любит, испытывает чувство доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию.

4 года

Четвертый год базируется на успехах и уровне, достигнутых до трех лет. Он обобщает: стул, стол, шкаф, диван - мебель, а кастрюля, тарелка, чашка - посуда. Малыш задает до 400-500 вопросов в день и осваивает полученную в ответах информацию. Среди вопросов доминирует "Почему?".

Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут. Теперь ребенок точно готов к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Во второй половине четвертого года задает вопрос "Зачем?".

5 лет

Если раньше малыш усвоил, что это хорошо, а это плохо, принимая все на веру, то теперь перед ним встал вопрос: почему это - хорошо, а это - плохо? Он стремится понять, что такое справедливость, верность, неправда. Пятилетний абсолютно свободно играет с детьми, хорошо знает правила игры. Он борется, спорит, доказывая свою правоту, ищет причины неудач, командует, организует и подчиняется.

В этом возрасте ребенок знает не только свое имя, но и отчество, фамилию, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Рисует человека с головой, глазами, носом, ртом, ушами, волосами, туловищем, руками и ногами от туловища, с пальцами на руках и дорисовывает к ногам стопы.

Если вы заметили, что поведение вашего малыша не соответствует этим нормам, необходимо немедленно обратиться к невропатологу или детскому психиатру. Лучше ошибиться, заподозрив задержку там, где ее нет, чем обнаружить ее несвоевременно.

Какую роль играет витамин D в умственном развитии?

Что еще, кроме внимательного наблюдения за развитием ребенка могут сделать родители, чтобы их малыш рос здоровым и умным?

Отвечаем: обеспечить ребенку суточную дозу витамина D! Доказано, что этот витамин фактически является гормоном, необходимым для развития мозга эмбриона и поддержки функционирования мозга у взрослых и детей.2

Одним из важнейших эффектов витамина D является воздействие на образование дофамина - важного вещества, которое обеспечивает когнитивную деятельность.2 При недостаточной выработке дофамина у детей наблюдаются замедление мышления, нарушается процесс переключения внимания с одного процесса на другой, нарушается тонкая моторика и навыки письма. Одним словом, поведение малыша перестает соответствовать нормам развития, которые приведены в таблице выше.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что дефицит витамина D может стать причиной снижения умственного развития, способности к обучению и даже аутизма.

Как бороться с D-гиповитаминозом?

Витамин D ребенок может получить под воздействием солнечных лучей и незначительную часть - с пищей. Однако эти источники не могут обеспечить малышу суточную дозу витамина - пока это под силу только специальным медикаментозным препаратам.

Суточная потребность в витамине D в зависимости от возраста:

Возраст

Витамин D3 (капля водного раствора/день)

От рождения до 6 месяцев

1-2

От 6 месяцев до 1 года

1-3

От 1 до 3 лет

1-5

От 3 до 8 лет

1-6

Естественными источниками витамина D3 являются солнечные лучи, сыр, треска, коровье молоко и яйца. Однако для того, чтобы получить витамин D3 от солнца необходима эритемная доза (находиться под прямыми солнечными лучами до покраснения кожи). Если же рассматривать пищу в качестве источника витамина D3, необходимо съесть большое количество продукта: ежедневно надо съедать больше 4 кг сыра или выпивать более 1 литра сливок или 100 литров коровьего молока. Поэтому оптимальнее всего получать дневную норму витамина D3 с помощью медикаментозных препаратов.

Сейчас наиболее приемлемой формой применения витамина D3 в педиатрической практике для лечения и профилактики заболеваний является водный раствор.

Почему именно водный раствор витамина D3?3

  • Всасывание из желудочного канала в 5 раз быстрее;
  • Быстрое начало клинического эффекта витамина D3, который начинается уже на 5-7 день;
  • Эффект при применении водного раствора сохраняется до 3 месяцев;
  • Удобство и безопасность лекарственной формы.

ПОМНИТЕ! Правильную дозировку и целесообразность профилактического лечения может назначить только врач-педиатр.

Литература:

  1. “Оценка уровня умственного развития ребенка” - http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_07e1.shtml
  2. “Сенсационная роль витамина Д в правильном развитии малыша” - https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/sensatsionnaya_rol_vitamina_d_v_pravilnom_razvitii_malysha/    
  3. Информация о лекарственном средстве для использования в профессиональной деятельности медицинскими и фармацевтическими работниками. С полной информацией о препарате можно познакомиться в инструкциях по применению.